Предыдущая Следующая
Пришлось, забыв годы,
вспомнить свою первую проповедь. Семинаристы, произнося свою первую, учебную
проповедь, должны написать ее заранее, дать проверить преподавателю, выучить ее
наизусть, а затем произнести ее на вечерней молитве перед своими собратьями (то
есть — в отсутствие прихожан). Очень похоже на проповедь на рок-концерте: и там
и там ты слеп (первую проповедь семинарист произносит на вечерней молитве, в
неосвещаемом храме), и там и там аудитория не настроена тебя слушать. Как и на
рок-концерте, твое появление с проповедью на вечерней молитве — это досадная
помеха: чем длиннее твоя проповедь, тем больше последних крох свободного
времени ты крадешь у своих товарищей. Ты стоишь на амвоне и всем существом
своим понимаешь всю бессмысленность своей проповеди, понимаешь, что твои
однокурсники не примут от тебя никаких нравоучений, понимаешь, что «чувства
добрые» твоя «лира» пробудит в «народе» только в случае, если она заглохнет
быстрее ожидания или же даст петуха.
Та моя первая, учебная
проповедь была единственным моим заранее написанным и зазубренным выступлением.
Преподаватель гомилетики (то есть искусства проповеди) по ее окончании сказал
мне, что это худшая проповедь, которую он слышал в своей жизни[30]. С
этим вдохновляющим напутствием родной духовной школы я и направился на
миссионерское служение… Наверно, если б тот преподаватель знал тогда, где я буду
проповедовать,— поставил бы он мне не четверку, а двойку.
Так что Гребенщикова и
Шевчука мне послушать толком не удалось: я ушел за кулисы и там буквально на
коленке начал набрасывать свою проповедь, а затем, уклоняясь от попыток
отобрать у меня интервью, ходил по коридорам и зубрил ее… Задача была ясна: в
зале могла взрываться хоть атомная бомба — но я должен был продолжать свою
работу. Предыдущая Следующая
|
|