Предыдущая Следующая
Вообще одежда миссионера — особый и интересный
вопрос. При разговоре о том, «како надлежит одеватися христианину», я вспоминаю
ехидные слова христианского и гонимого писателя III века Тертуллиана,
которыми он начинает свой трактат «О плаще»: «Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда
имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира
и благополучия. Благо снисходит от властей и от небес».
К одежде Тертуллиана в ту
пору цеплялись все: христиан раздражал его плащ (форменная одежда
профессиональных философов, которые в ту пору были, конечно, язычниками и
врагами Церкви), а обычных язычников — то, что римскую тогу он променял на
греческую одежду.
Спустя сто лет такая же
проблема возникла у константинопольского философа Ирона, из школы киников
обратившегося в христианство. «Форма одежды» у учителей философии не
поменялась: плащ киника и неостриженные длинные волосы. Поскольку в большинстве
своем философы были язычниками и преподавали учения античных (то есть языческих)
мыслителей, то естественно, что для христиан IV века встретить человека
с длинными волосами в церкви было столь же подозрительно и необычно, как в
конце 80-х годов встретить там же человека с голубыми гэбистскими погонами.
Чтобы защитить новообратившегося проповедника от
нападок, святитель Григорий Богослов пишет: «Он пристыжает высокомерие киников
сходством наружности, а малосмысленность некоторых из наших — новостию одеяния,
и доказывает собою, что благочестие состоит не в маловажных вещах и философия —
не в угрюмости, но в твердости души, в чистоте ума. А при сем можно иметь и
наружность какую угодно и обращение с кем угодно» (Слово 25. В похвалу философа
Ирона). Предыдущая Следующая
|
|