Предыдущая Следующая
И если Вы мне приведете пример хотя бы одного,
самого мерзкого государственного режима, с которым Церковь отказалась бы
сотрудничать, тогда и я, пожалуй, призн!аю свою позицию
«модернистски-конформистской».
— Патриарх
Тихон, анафематствовавший большевиков…
— Потом соловецкие узники (епископы, сидевшие в
Соловецком концлагере) поясняли это так, что знаменитая анафема не касалась
советской власти, потому что когда оная была оглашена в 1918 году, никакой
власти попросту не было. Но как только святителю Тихону стало понятно, что
советская власть — это всерьез и надолго, то его позиция сразу стала лояльной[19].
— Итак, сегодня мы прославляем
новомучеников Российских, погибших при безбожном режиме, при режиме, который
одобряли высшие церковные иерархи?
— Все новомученики были лояльны к советской
власти, что они многократно подчеркивали во время своих допросов. Это советская
пропаганда видела в попах политических врагов режима. На самом же деле
духовенство было идейным, а не политическим оппонентом соввласти.
И в древней истории тоже немало примеров более
чем терпимого отношения Церкви к власти. Какие только правители не оказывались
на троне, скажем, Византийской империи! Достаточно вспомнить императора Василия
Македонянина, бывшего конюха. Он регулярно спаивал императора Михаила III,
вошедшего в историю под прозвищем Михаил-пьяница, а затем (в 856 году) наслал
на него убийц. Но Византийские патриархи (святитель Фотий и святитель Игнатий)
преподавали ему свои благословения.
Поэтому я и говорю, что помимо каких бы то ни
было личных вкусов, симпатий и антипатий, сотрудничество Церкви с «властителями
дум» — даже если среди таковых оказываются спортсмены, артисты или рок-певцы,
не станет чем-то небывало-модернистским. Различие лишь в том, что император,
как правило, был лишь один, и тут не приходилось выбирать — признавать его
власть или нет. А мир современных «властителей» достаточно разнообразен, и
поэтому можно выбрать: кому подать руку, а мимо кого — пройти. Предыдущая Следующая
|
|