Предыдущая Следующая
Итак,
с одной стороны, очень хотелось согласиться.
Но,
с другой стороны, миссионер все же должен людей не к себе приводить, а в
Церковь, он не должен противопоставлять себя Церкви. Он не может жить вне того
сословия, к которому сам принадлежит, то есть — к сословию духовенства. А здесь
есть свои принципы кастовой этики и этикета. И вот я просто представил себе:
хорошо, что будет, если я скажу «да»? (Причем надо заметить, что я
посоветовался с владыкой Иоанном Белгородским, который сказал: «Да. Хорошо.
Можно», а затем и несколько серьезных священников мне сказали: «Хорошая идея»…)
Честно говоря, тогда я
просто испугался. Я представил себе, какой
слух поползет по монастырям,— мол, у Кураева совсем крыша уехала, он уже дошел
до того, что с рокером выступает... Все будет перетолковано и переврано
в худшую сторону: кто-то начнет рассказывать, что Кураев сам с гитарой пляшет,
голый и пьяный… А поскольку у нас в Церкви
скорость стука быстрее скорости звука, да и между словами и делами расстояние
небольшое — в таких случаях, когда надо кого-то осудить,— мне бы потом не
отмыться от ярлыка «супермодерниста». Тень осуждения пала бы и на мои лекции, и
на мои книжки. И в конце концов со временем моя аудитория в точности совпала бы
с аудиторией Константина Кинчева, то есть стала бы только нецерковной — что для
меня оказалось бы все-таки сужением.
Миссионер должен людей
приводить в реальную Церковь, какая она есть, со всеми ее проблемами и
болячками, а не в книжную лавку, не в красивую идею и не к себе. Поэтому не
стоит конфликтовать с духовенством. Надо уметь от чего-то отказываться, ждать,
потихоньку объяснять. Предыдущая Следующая
|
|