Предыдущая Следующая
По первому вопросу я могу заметить, что подобный
риск есть в любой проповеди и в любом церковном действии, обращенном к
малоцерковным и нецерковным людям. Разве не та же опасность подстерегает тех,
кто крестит людей без предварительного многомесячного оглашения? Разве не точно
так рискует священник, венчающий или отпевающий незнакомых ему людей? А
священник, пришедший на «презентацию» очередной фирмы или банка, разве не
способен породить у своих слушателей, сотрапезников и «спонсоров» ту же самую
иллюзию их духовного благополучия? Всегда есть опасность, что человек сочтет
первую же свою встречу с Церковью исполнением всей «необходимой программы». Но
это означает только одно: при каждой такой встрече церковный человек должен
объяснять новичку, что мир Церкви сложнее и богаче и что первый лучик есть лишь
залог светового потока, который мог бы не просто коснуться, а преобразить всю
твою жизнь.
Но вот как раз на том рок-концерте такой риск
был минимален. По той простой причине, что песни Шевчука — это и в самом деле
болевые уколы в совесть. Они как раз своей обнаженной болью и срывают маску
благополучия и комфорта, понуждают душу к мысли и покаянному раздумью, а
последнее — при определенной подсказке — легко может перерасти в покаянную
молитву.
То же самое касается и гипотетического риска для
священника. Мне, по правде сказать, неизвестны священники, которые ходили бы на
рок-концерты вместо литургии. А вот число священников, забросивших служение
ради бизнеса, исчисляется десятками. И логика зачастую была очень простая.
Батюшка начинал восстанавливать храм. Нужны деньги. У прихожанок их нет.
Начинает ходить по спонсорам. А у нас почти невозможно со спонсорами общаться,
если не переходишь с ними на «ты», если не входишь в очень тесный режим
общения, то есть вместе в баню, вместе на пиво, а уж там начинается разговор по
душам. Среди прочего эти спонсоры рассказывают батюшке, как и на чем они делают
деньги, как уходят от налогов. Затем эти «духовные чада» предлагают через храм
провести какую-нибудь покупку, пользуясь налоговыми льготами. Дальше больше:
батюшка сам осваивает технику «купи-продай» и начинает думать: «А зачем мне эти
коммерсанты, я уже сам знаю, где что покупается, продается». Конечно, всё ради
храма! Следующий шаг: «В конце концов, я тоже часть церковной жизни, и мне тоже
нужны условия для работы, для жизни, потому что здоровье священника — это
богатство прихожан. И потому часть полученных денег можно пустить на себя».
Наконец, последний шаг: человек начинает заниматься только бизнесом и уже
ощущает неудобство из-за того, что надо тратить время на службу. И уходит. Предыдущая Следующая
|
|